Зимний период – напряженное время для автомобилиста. Снегопады, наледь, работающая спецтехника. Все это создает риск попасть в ДТП или потратить час-другой в пробке. Насколько город готов к природным капризам? И что предприняли чиновники, для того, чтобы максимально облегчить жизнь водителям в столь непростой период? Об этой и других актуальных для водителей темах журналист Авто63 пообщался с заместителем руководителя департамента благоустройства и экологии мэрии Самары Игорем Рудаковым.
– Игорь Александрович, зима только началась, большие снегопады впереди. Готов ли город к этому непростому периоду для автомобилистов?
– С 1 ноября МП «Благоустройство» приступило к выполнению комплекса работ по зимнему содержанию. Пока сильно зима нас не мучила – был только один снегопад и мы с ним достаточно оперативно справились. Нареканий по этому поводу со стороны контролирующих органов не было. Техника работает в плановом режиме. Всего на уборку снега планируется задействовать по 263 единицы в сутки, а при форсмажорных обстоятельствах – по 314 единиц.
В рамках контракта, заключенного с МП «Благоустройство», предполагается оснащение всей спецтехники системой ГНОНАСС. Программное обеспечение сейчас установлено как на головном предприятии, так и у нас в департаменте. У меня на рабочем столе, на компьютере, в рабочем режиме открыта система навигации. Можно в режиме реального времени посмотреть где работает каждая машина, какой путь она прошла, какой объем выполнила, где останавливалась, каков у нее был расход бензина и так далее. Более того, по просьбе интернет-общественности, мы начали работу по наложению данных ГЛОНАСС на Геопортал администрации города. Слой уже создан, решаются технические вопросы синхронизации данных. Таким образом, каждый человек сможет отслеживать в режиме онлайн работу спецтехники.
– Больной вопрос для водителей: каком состоянии сейчас находятся ливневые канализации города?
– Все те ливневки, которые состоят на балансе МП «Инженерные системы», в нормативном состоянии. Уточню, что в их ведомстве – 7159 колодцев, 4818 дождеприемников, насосная станция «Нырок», «КЭЧ», 30 выпусков. До зимы все ливневки прочистили, весной проверили горячей водой. Все коллекторы, общая протяженность которых составляет более 300 километров, находятся в нормативном состоянии.
– Их замену или ремонт планируется проводить в ближайшее время?
– Если по мере эксплуатации есть какие-то замечания – провал или разрушение решетки, то специалисты МП «Инженерные системы» незамедлительно приступают к ремонту. Что-то глобальное – строительство новых ливневых коллекторов – это уже входит в полномочия департамента строительства и архитектуры. У них есть определенные программные мероприятия, в которые заложено развитие ливневых канализаций в Самаре.
– А как же заявления о том, что большая часть самарских ливневок находится в аварийном состоянии? Ими одно время пестрили Интернет-СМИ. Сейчас ситуация в корне поменялась?
– Да. Буквально за четыре года МП «Инженерные системы» провели большую работу в этом направлении.
– Планируется ли установка в Самаре, так называемых, «умных» светофоров?
– Один «умный» светофор в качестве эксперимента установлен на пересечении улиц Авроры и Гагарина. Но он не может увеличить пропускную способность. Дело в том, что автоматика светофорного объекта посредством датчиков ведет подсчет интенсивности дорожного движения по улицам. Исходя из загруженности датчики регулируют длительность режима работы, то есть этот светофор больше «расчетливый», нежели «умный». А вот для того, чтобы процесс стал именно «умным», необходима взаимосогласованная работа светофоров по всей улице, то есть они должны быть объединены сетью и завязаны на Автоматизированную систему управления движением (АСУД). Такой сети у нас нет, но в рамках подготовки города к проведению Чемпионата мира по футболу-2018, имеется позиция в соответствующей программе. Так что не исключено, что она появится.
– Какая работа по светофорам проводилась в 2014 году? Что планируется сделать в 2015?
– В 2014 году финансирование в рамках муниципальной программы повышения безопасности дорожного движения в 2009-2015 годах составило 1,2 миллиона рублей. Это не очень много. Поэтому было принято решение об установке не стандартных объектов, а девяти светофоров Т7 «Пешеходные переходы». Это желтые, односекционные, мигающие светофоры, их установили в районе образовательных учреждений. Там, где они находятся в непосредственной близости от проезжих частей.
На зимний период 2014-2015 для обработки дорог город заготовил 10,5 тысяч тонн песко-соляной смеси, 3,3 тысячи тонн песка, а также 15 тысяч тонн реагента «Бионорд».
Большая работа была проделана в рамках ремонта и реконструкции проезжих частей. В этом году отремонтировали более 14-ти дорог. И там уже – и в смету, и в проект – были заложены средства на установку новых светофорных конструкций. Если посмотреть ту же улицу Вилоновскую, то там стоит полностью новое оборудование: контроллеры, светодиодные светофоры, новые знаки. Такая же картина на улице Рабочей, Гагарина, Победы и других.
– А какие светофоры сейчас установлены на недавно преобразованном перекрестке улицы Челюскинцев и проспекта Ленина?
– Там поставлена новая аппаратура – новые контроллеры, светофоры работают по новой схеме, в том режиме, который нам утвердила ГИБДД. И там полностью изменена схема движения. Мы также изменили схему движения по улице Коммунистической: на пересечении с Чкалова был долгое время запрещен левый поворот, на Коммунистическую. Но в рамках реконструкции, был заменен светофор и сейчас на данном участке работает объект с тремя отдельными фазами. Это позволяет полностью исключить транспортные задержки как со стороны железнодорожного вокзала, так и из центра города.
– Если уж мы заговорили об изменении схем движения, не могу не задать этот вопрос: как изменится движение после открытия станции метро «Алабинская»?
– Строительство метро ведет область, мы не принимаем участие в этом. Но совместно с министерством строительства и министерством транспорта мы принимали участие в проработке вопроса организации движения. Мы пока точно не знаем как будет открываться проезжая часть. Изначально предполагалось, что со стороны Ново-Садовой будет открыт участок от Первомайской до Полевой в одностороннем режиме – в сторону города. А сейчас рассматривается вопрос о двустороннем движении. Будет также корректировка по улице Первомайской. Обо всех изменениях мы своевременно проинформируем автомобилистов. Полагаю, что это случится уже после Нового года.
– Не так давно вы опубликовали в сети Интернет призыв к активным пользователям всемирной паутины, чтобы они направляли вам свои предложения по ремонту дорог на 2015 год. Итоговый список улиц, который вы показали мне, очень внушительный. Получается, что народ откликнулся охотно?
– Да. Здесь хочется отметить «Автосамару», которая провела внушительную работу. Активисты сделали мониторинг среди автолюбителей, а полный анализ выслали нам и как раз он лег в перечень дорог, которые подлежат ремонту в 2015 году. На сегодняшний день этот список практически утвержден минтрансом. Там есть и серьезные работы – реконструкция Заводского шоссе, улицы Вольской. Есть улицы, которые будут подвергнуты ремонту комплексно: на всю ширину с учетом газонов и тротуаров.
– А какой гарантийный срок на этот ремонт?
– Пять лет.
– Еще одна актуальная тема практически для всех автомобилистов – пешеходы, перебегающие проезжую часть в неположенных местах. Как с ними бороться? Может быть, следует устанавливать больше ограждений?
– Все ограждения ставятся в рамках техзаданий или предписаний госавтоинспекции. ГАИ согласовывает проект. Ограждения устанавливаются на протяжении 50-ти метров от регулируемого пешеходного перехода. Либо на перегонах при наличии регулируемого перехода. Другими словами, есть определенные нормы, которыми мы руководствуемся при ремонте дорог. И все те дороги, которые вышли из ремонта оборудованы новыми ограждениями.
– А как вы лично считаете – как автомобилист, как человек, который имел непосредственное отношение к организации дорожного движения и разбирается в этом как никто другой – как можно бороться с безответственными пешеходами, которые бездумно выбегают на дорогу?
– У нас есть правила дорожного движения, которые распространяются не только на автовладельцев, но и на пешеходов. Переход дороги в неположенном месте влечет штраф. Поэтому бороться с этим явлением следует за счет контрольно-профилактических мероприятий, которые проводит госавтоинспекция. Ну и, соответственно, установка ограждений здесь тоже играет не малую роль. Однако весь город забором не оградишь, поэтому мы делаем акцент только на те места, где участок дороги является аварийно-опасным. А чтобы безответственных пешеходов стало меньше, нужно со школьной скамьи прививать детям знания правил дорожного движения.
Самое обидное, конечно, это когда такие пешеходы перебегают дорогу в неположенном месте и при этом тащат за руку своих детей. А отдельные персонажи еще и перелазят через установленные ограждения. Радует то, что ГАИ совместно со СМИ все-таки ведут профилактическую работу. Поэтому надеюсь, что таких людей все же удастся перевоспитать.