Долгосрочная целевая программа г.о. Самара “Развитие единой светоцветовой среды г.о. Самара” на 2013-2017 г.г.

Долгосрочная целевая программа г.о. Самара “Развитие единой светоцветовой среды г.о. Самара” на 2013-2017 г.г.

Основополагающей задачей государственной политики является реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно Закону РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений путем комплексного благоустройства должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья людей.

Высокое качество среды обитания определяется социальными факторами – условиями быта, труда и отдыха, зависящими, в частности, от уровня благоустройства территорий. Одним из необходимых элементов системы благоустройства является наружное освещение, обеспечивающее безопасность и комфорт в вечернее и ночное время.

В основу настоящей Программы положены предварительные результаты завершающейся целевой программы городского округа Самара “Светлый город” на 2008 – 2012 годы, утвержденной решением Думы городского округа Самара от 28 февраля 2008 г. N 525 (далее – целевая программа “Светлый город”). Мероприятия целевой программы “Светлый город” были выполнены практически в полном объеме:

1) проведена инвентаризация установок уличного освещения и создан единый реестр этих объектов;
2) восстановлены и модернизированы сети уличного освещения, находящиеся в хозяйственном ведении МП “Самарагорсвет”;
3) создана автоматизированная система управления и контроля сетей наружного освещения АСУ НО;
4) восстановлены необслуживаемые установки уличного освещения, принятые в муниципальную собственность в нерабочем состоянии;
5) восстановлены ведомственные установки уличного освещения, принятые в муниципальную собственность в нерабочем состоянии;
6) проведены модернизация и капитальный ремонт сетей уличного освещения озелененных территорий массового отдыха населения (парк Победы, парк им. Щорса, парк “Дружба” и ряд скверов).

Неполный объем выполнения мероприятий целевой программы “Светлый город” объясняется ежегодным дефицитом финансовых средств на реализацию данной программы из-за ограниченности бюджета городского округа Самара.

Проведенная в рамках целевой программы “Светлый город” инвентаризация установок уличного освещения позволила выявить новые проблемы. Основной причиной является то, что на территории городского округа Самара существуют многочисленные участки, где в рамках градостроительной деятельности до сих пор не осуществлялось строительство сетей и устройств наружного освещения.

Отсутствие наружного функционального освещения в отдельных частях городского округа Самара – самая острая проблема. Согласно данным инвентаризации в 2012 году в число объектов, входные зоны и (или) участки которых не обеспечены воздушно-кабельными линиями и устройствами наружного освещения, вошли следующие:

  • более 67,08 км улиц и транспортных магистралей (3 304 светоточки);
  • 18 транспортно-пешеходных узлов (352 светоточки);
  • более 23,14 км пешеходных путей территорий общего пользования (940 светоточек);
  • около 294,91 км пешеходных путей жилых территорий (10 392 светоточки);
  • 155 учреждений образования (в том числе 92 детских сада и 63 школы), или около 46,56 км проездов и пешеходных путей на входных зонах и территориях (2 119 светоточек);
  • 21 учреждение здравоохранения. или около 9,86 км проездов и пешеходных путей на входных зонах и территориях (404 светоточки);
  • 20 учреждений социальной помощи и защиты, или более 5,84 км проездов и пешеходных путей на входных зонах и территориях (234 светоточки);
  • 2 объекта физкультуры и спорта, или около 2,55 км пешеходных путей на входных зонах (72 светоточки);
  • 3 городских парка и некоторые другие озелененные территории (144 светоточки).

Помимо этого, нуждаются в сетях и устройствах наружного функционального освещения подходы к отдельным учреждениям культуры, физкультуры и спорта.

В настоящее время в городском округе Самара отдельные участки существующих воздушно-кабельных сетей и устройств наружного освещения имеют значительный износ. Нормативный срок их эксплуатации составляет от 10 до 30 лет. Зачастую фактический срок эксплуатации основного оборудования превышает предусмотренный нормативными документами и инструктивными материалами заводов-изготовителей. В связи с этим, требуют проведения реконструкции участки сетей наружного освещения, техническое состояние которых не удовлетворяет действующим нормам и требованиям. На текущий момент к ним относятся:

  • более 220,76 км улиц и транспортных магистралей (6 976 светоточек);
  • 18 транспортно-пешеходных узлов;
  • более 24,80 км пешеходных путей территорий общего пользования (875 светоточек);
  • около 141,03 км пешеходных путей на жилых территориях (4 939 светоточек);
  • 201 учреждение образования (в том числе 103 детских сада и 98 школ), или около 68,34 км проездов и пешеходных путей на входных зонах и территориях (2 831 светоточка);
  • 8 учреждений здравоохранения, или около 6,55 км проездов и пешеходных путей на входных зонах и территориях (257 светоточек);
  • 3 городских парка и некоторые другие озелененные территории (336 светоточек).

Основные цели Программы:

повышение уровня личной безопасности жителей, безопасности автомобильного и пешеходного движения;
обеспечение светового комфорта городской среды и архитектурно-художественных качеств города в вечернее и ночное время;
повышение надежности функционирования системы уличного освещения городского округа Самара и сокращение энергопотребления.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • проектирование, строительство и реконструкция объектов системы наружного освещения в городском округе Самара;
  • развитие материально-технической базы системы уличного освещения городского округа Самара (включая объекты капитального строительства и спецтехнику);
  • развитие информационной базы и банка данных об объектах, использующих уличное освещение в городском округе Самара;
  • обеспечение сохранности сетей уличного освещения и продление их жизненного цикла;
  • развитие сетей уличного освещения посредством внедрения энергоэффективных технологий;
  • привлечение и использование внебюджетных средств.

Сроки реализации Программы – 2013 – 2017 годы.

Реализация Программы не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.

В соответствии с поставленными задачами основные мероприятия Программы могут быть сгруппированы и систематизированы по следующим направлениям (разделам):

  1. Проектирование и строительство.
  2. Проектирование и реконструкция.
  3. Монтаж конструктивных элементов праздничной иллюминации на городских линиях электропередачи.
  4. Материально-техническая база.

Согласно действующим нормам наружного освещения состав мероприятий по проектированию и строительству (1 раздел), а также по проектированию и реконструкции электрических сетей и устройств наружного освещения (раздел 2), монтаж конструктивных элементов праздничной иллюминации на городских линиях электропередачи (раздел 3) должен учитывать следующие группы объектов:

  • транспортные магистрали и улицы;
  • жилые территории;
  • учреждения социальной инфраструктуры;
  • озелененные пространства.

Таким образом, в мероприятиях Программы должны быть учтены:

особенности режима наружного освещения, необходимого конкретным потребителям;
трудоемкость, техническая и технологическая специфика работ;
адресная привязка объектов.

Такой подход позволяет определить оптимальные сроки, увязанные с финансовыми и техническими возможностями, и ответственных исполнителей отдельных мероприятий.

Основным источником финансирования Программы является бюджет городского округа Самара, некоторые мероприятия Программы предусматривают финансирование из внебюджетных источников.

Общий объем финансирования программных мероприятий составит 1 444 908,9 тыс. руб., в том числе:

из средств бюджета городского округа Самара – 1 403 345,3 тыс. руб., из них:

  • в 2013 году – 183 476,3 тыс. руб.;
  • в 2014 году – 252 165,0 тыс. руб.;
  • в 2015 году – 345 903,5 тыс. руб.;
  • в 2016 году – 353 971,8 тыс. руб.;
  • в 2017 году – 267 828,7 тыс. руб.;

из внебюджетных источников – 41 563,6 тыс. руб., из них:

  • в 2013 году – 15 261,6 тыс. руб.;
  • в 2014 году – 10 378,8 тыс. руб.;
  • в 2015 году – 5 454,0 тыс. руб.;
  • в 2016 году – 5 206,0 тыс. руб.;
  • в 2017 году – 5 263,2 тыс. руб.